АЛЕКСАНДР БОБРОВ



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
Главная » 2009 » Апрель » 3 » СОВЕТСКАЯ РОССИЯ...28 МАРТА 2009 ГОД
СОВЕТСКАЯ РОССИЯ...28 МАРТА 2009 ГОД
14:25
МАРТ
С МИМОЗАМИ И МИАЗМАМИ

Мой месяцеслов (оставил этот материал специально: скоро 2 года ему будет, а что к лучшему изменилось?..)

Конечно, ранневесенний март – праздничный месяц. Тут и пробуждение природы, и Международный женский день, который отмечается сегодня только на постсоветском пространстве, а шире всего – в России и на Украине. Март переполнен литературными праздниками от Всемирного дня писателя 3 марта до Всемирного дня поэзии в день весеннего равноденствия – 21 марта. Конечно, не лучшие жизненные и условия сегодня, чтобы отдаваться этим праздникам безоглядно, но создается впечатление, что власть и провластные СМИ используют каждую красную дату календаря, чтобы за мохнатенькими и остро пахнущими мимозами скрыть дурно пахнущие миазмы кризиса, который пришел на наши продуваемые просторы не только из мировых затхлых финансовых коридоров.
Ради поиска свежих идей в Красноярске был затеян экономический форум. Если судить по телеотчетам, там вещали вице-премьеры и министры, работники администрации президента (Шувалов, Жуков, Набиуллина, Кудрин, Дворкович) плюс «бизнесмены» из той же колоды типа Грефа. Ребята, вы не могли встретиться в Москве, чтобы попробовать исправить то, что сами же наворотили? Зачем так далеко и так дорого? Правда, там ближе Китай, где уже начался, по статистическим данным, экономический рост(!), но почему этого добился могучий коммунистический сосед – ни звука.
И вообще создается впечатление, что экономика – это не наука, а что-то вроде астрологии или поэтического наития.
Наш бизнес безответственен и непатриотичен, он не дело спасает, даже не реноме, а свою фешенебельную жизнь. Наша власть лишена стремления к созиданию и не умеет прогнозировать, создавать, строить. Нынешние экономическая и политическая системы изначально выстроены так, что защищают интересы богачей и чиновников. С этим согласны буквально все не потерявшие разум и совесть
люди.


Крах системы
Президент Медведев на встрече с молодой номенклатурой заявил: «Мы все время топчемся на месте и передергиваем (вместо перетасовываем – характерная оговорка! – А.Б.) одну и туже колоду». Мне показалось, что его и результаты выборов 1 марта повергли в уныние: 412 руководителей местного уровня представляют «Единую Россию», 1 – ЛДПР, 2 – «Справедливую Россию». Коммунистов-руководителей – нет. Даже в Твери, где КПРФ победила на довыборах в Законодательное собрание. То есть ни свалить неудачи не на кого, ни надежд питать на такую закосневшую власть нельзя.
Глава ЦИК «Единой России» А. Воробьёв выразился напыщенно и анекдотично: «Это даже не победа на выборах, это победа над кризисом. Решения будут приниматься оперативно». Если решения губительны или бездарны, оперативность только усугубляет кризис. Но дело даже не в этом. Напрасно телеподручные Кремля (Брилёв, Толстой, Ревенко и иже с ними) на разные лады твердят, захлебываясь, на фоне цветных столбиков диаграмм: «Единая Россия» кругом улучшила свой результат!» Какой там результат – апатия, отчаяние, безверие! Это ведь в натуре нашего человека – черт с вами: завели – так выводите теперь. А еще здравый смысл: ведь всем ясно, что при созданной бетонной системе ни отдельный мэр-пэр, ни даже Заксобрание не могут переломить ситуацию, полностью контролируемую и задавленную Кремлем. Чего ж рыпаться? А все независимые исследования, открытые сайты показывают полное недоверие к выборам.
Первые же результаты впечатляющие! Местные власти принялись жаловаться на низкую явку, на пассивность избирателей. Неверие – вот причина низкой явки, а не пассивность. Зачем ходить, если все решено? В наукограде Жуковском 7 марта прошел митинг разгневанных обманом людей. Около двух тысяч человек – столько даже в соседней многомиллионной Москве редко выходят. В Жуковском поспешно опубликовали официальные результаты: «Признать выборы состоявшимися… Признать избранным главой кандидата Бобовникова…» а цифр-то нет! Да кому они сегодня нужны? Но граждане небольшого Жуковского уже больше трех тысяч подписей поставили под обращением к президенту Медведеву. Что он им ответит?
Первого марта в наукограде Пущине мэром города был избран Анатолий Афанаскин, до этого 9 лет уже занимавший этот пост. А еще через три дня Пущинский городской суд удовлетворил ходатайство следственных органов Следственного комитета при прокуратуре РФ по Московской области о временном отстранении его от должности. Афанаскин подозревается в совершении преступлений, предусмотренных частью 4 статьи 160 УК РФ (присвоение или растрата) и статьей 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями). Пожалуй, такого продолжения выборы в России еще не имели. Но ЦИК Чурова, борясь с кандидатами-коммунистами, профукал такой позор, хотя уже 11 февраля по средствам массовой информации пролетела новость: в отношении Афанаскина возбуждено уголовное дело. В нем вновь фигурировало бесследно исчезнувшее спортивное оборудование. Под него были списаны деньги, которые исчезли в неизвестном направлении.  Следственные органы занялись изучением фактов, а Афанаскин же в ответ только усилил агитацию за собственную персону. Он, конечно же, являлся членом «Единой России». Местное отделение поспешно сообщило об исключении мэра Пущина из своих рядов.


Есть чему завидовать
В годы разрушения Советского Союза и насаждения олигархического капитализма все либеральные СМИ, целые ведомства и министерства призывали нас учиться у США и завидовать им. Честно говоря, с такими учителями – не хотелось. И вот грянул кризис. На фоне непрерывной пустой трепотни и фактического ничегонеделания правительства и Госдумы просыпается острая зависть к США, где был в марте утвержден в качестве непреложного закона план Обамы – конкретный, построчный, финансово обеспеченный. Вот некоторые его положения, очень бы необходимые и для России:
Программы,
на которые направляются средства (в $)

Социальная сфера
Образование

строительство и модернизация, техническое переоснащение начальной и высшей шко­-
лы – 20 млрд;
увеличение государственных стипендий студентам на 500 долл. – 15,6 млрд;
гранты для детей-инвалидов – 13 млрд.
Медицина
компьютеризация здравоохранения и усовершенствование информационных технологий – 20 млрд;
профилактика хронических заболеваний, инфекционных болезней, вакцинация – 3 млрд; оплата медпомощи незастрахованным американцам – 500 млн.
Борьба с безработицей
создание до 1 млн рабочих мест для молодежи летом – 1,2 млрд;
разработка программ для рабочих и молодежи в новых секторах экономики – 2,8 млрд;
обеспечение работой пожилых американцев с низким уровнем дохода – 120 млн;
поддержание программы льгот при растущей безработице – 27 млрд;
увеличение пособия по безработице с 300 до 400 долл. в месяц – 9 млрд.
Некоторые статьи вызывают вопросы (например, на создание современных аккумуляторов выделяется денег в 4 раза больше, чем на медобслуживание незастрахованных многочисленных американцев), но, согласитесь: конкретика впечатляет. А у нас показывают по всем телеканалам, как премьер Путин встречается с руководителем службы занятости Юрием Герцием и тот довольно говорит: «Улучшилось информационное обеспечение». Не понимаю, растолкуйте внятно: созданы новые компьютерные сети, набраны сотни новых чиновников-дармоедов, выданы новые, быстро пишущие авторучки? За счет чего улучшено-то, конкретно?
Владимир Путин заявил, что на пакет антикризисных мер выделено 12 процентов ВВП, больше, чем в других странах. Но если в пухлый пакет входит помощь Роману Абрамовичу и фирме Елены Батуриной, то меня никакие проценты не впечатляют. А вот строка из плана Обамы: «На продукты для малоимущих – 20 миллиардов долларов» – снова вызывает одобрение, хотя это всего-то  два состояния Михаила Прохорова – самого богатого сегодня россиянина-куршевельца. Но мы от него, в отличие от Гейтса (4 миллиарда на благотворительность!) ни копейки не дождемся. Вот в чем разница двух программ!


Бескорыстный гений
Изобретение радиосвязи – одно из самых выдающихся достижений человеческой мысли и научно-технического прогресса. Ни мирный, ни ратный труд, ни информация, ни просвещение в новейшей истории нельзя себе представить без радио. В первые десять лет развитие радиотехники в России осуществлялось под руководством А.С.Попова и при его прорывном участии. Мы дол­жны гордиться, что телевидение изобрел выходец из древнего города Мурома инженер Зворыкин. Видеомагнитофон, к слову, изобрел тоже русский инженер Епиходов, ну а радио – русский гений Попов. Почему же именно созданные нашими изобретателями электронные СМИ поливают русских и называют их неумехами, пьяницами, людьми без способности к прорывным решениям? Вот загадка века!
…Первое печатное сообщение о докладе и работах А.С.Попова было помещено в газете «Кронштадтский вестник» 12 мая 1895 года. В январе следующего года Попов, выступая на собрании морских офицеров в Кронштадте, указал на возможность телеграфирования без проводов для связи между военно-морскими кораблями. Сообщение вызвало огромный интерес, но Попову было рекомендовано не разглашать своего открытия. Попов неоднократно демонстрировал прибор во время своих выступлений, сообщения об этом были опубликованы в пяти русских печатных изданиях и получили высокую оценку зарубежных специалистов. К сожалению, Попов не интересовался коммерческой стороной дела и заявку на изобретение и получение патента не подавал.
Попову неоднократно приходилось сталкиваться с косностью и консерватизмом высшего морского начальства. Отечественная электро- и радиопромышленность находились в руках европейских, в частности немецких, фирм. В общем, знакомая картина…Помогло несчастье. Осенью 1899 года Попов впервые использовал радиосвязь для спасения корабля и людей. При переходе из Кронштадта в Либаву броненосец Балтийского флота «Генерал-адмирал Апраксин» во время жестокого шторма наскочил на подводные камни возле острова Гогланд в Финском заливе и из-за полученных пробоин должен был зазимовать вблизи пустынного острова. Судну грозила неминуемая гибель во время весеннего ледохода. Специальная комиссия Морского министерства подтвердила, что спасение броненосца возможно лишь при условии надежной связи между местом аварии и Петербургом. Но до ближайшего города на Финском побережье было более 40 км, по подсчетам, прокладка подводного кабеля связи обошлась бы в огромную сумму – около 2000 руб. И вот тогда в министерстве вспомнили об изобретении А.С.Попова! Была создана специальная «Экспедиция по устройству телеграфа без проводников», а Попов и Рыбкин были назначены техническими руководителями работ. Выяснилось, что устройство двух радиостанций будет стоить в 20 (!) раз дешевле, чем прокладка кабеля связи. Впервые нужно было осуществить радиосвязь на большое расстояние через покрытый льдом залив и лесные массивы по берегам. Несмотря на непогоду и сильные морозы, 3 февраля 1900 года была установлена надежная радиосвязь, станции работали до начала навигации, когда снятый с камней броненосец отбыл в Кронштадт.
Напряженный и непосильный труд не мог не сказаться на здоровье Александра Степановича, и 13 января 1906 года после бурного разговора с министром внутренних дел он скоропостижно скончался от кровоизлияния в мозг. Талантливому ученому и изобретателю не исполнилось и 47 лет! Как много он еще мог сделать, осуществляя дерзновенные замыслы...


В Тулу со своим…
Весь мир был потрясен выстрелами в тихом, бюргерском городке. Тим Кречмер, наигравшийся в компьютерные «стрелялки» и застреливший 16 человек в школе в Германии, в основном выбирал жертв среди девушек – зловещий отзвук Международного женского дня. Об этом сообщил телеканал Sky news со ссылкой на заявления местных властей. В числе убитых школьников было восемь девочек, а среди трех убитых преподавателей – две женщины.
По предупредительному совпадению в это же время в Туле прошло совместное заседание Госсовета России и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями, посвященное «государственно-религиозному сотрудничеству в решении нравственных и социальных проблем современной молодежи». Духовенство представляли главы четырех традиционных российских конфессий. От государства в Тулу приехали министр внутренних дел Рашид Нургалиев, министр образования Андрей Фурсенко и президент Дмитрий Медведев, который возглавил заседание.
Никаких свежих, прорывных, неотложных предложений и решений мы не услышали. Все та же дежурная жвачка формального «отмечания» Года молодежи. Некоторые пассажи просто вызвали недоумение. Первым перед членами президиума выступил президент и снова начал бороться с последствиями, а не корнем зла – отсутствием реальной молодежной политики, обеспеченной кризисной программы, восстановления того, что было разрушено диким капитализмом: «Необходимо совместными усилиями пресекать все проявления экстремизма – и действия, и пропаганду. Нужно приобщать молодежь к межкультурному диалогу и сотрудничеству, воспитывать ее в духе толерантности», – сказал глава государства. Нынешняя молодежь, по мнению президента, особенно нуждается в подобной опеке, поскольку выросла «в ценностном вакууме, образовавшемся в советский период (?! – А.Б.) и в 90-е годы». Как можно сравнивать эти два непримиримых периода? Недавнее празднование 90-летия комсомола показало, что в советские годы не было ни ценностного, ни культурного, ни трудового вакуума. Об этом даже вспомнил на заседании в Кремле министр Мутко, призвавший вернуть положительный опыт. Может, у Медведева с Путиным – любителем пива в студенческие годы – вакуум на юрфаке ЛГУ и был, но я, приезжавший, например, на Невские фестивали, на Пушкинские и Некрасовские праздники, на открытие Дворца молодежи, его в Питере не чувствовал.
Также, по мнению Медведева, «религиозные организации могут многое сделать», чтобы помочь молодежи избежать «пессимистических настроений» в условиях экономического кризиса, когда молодым специалистам непросто найти работу. Ну да, пусть в храмы ходят вместо работы и учебы.
После этого слово было предоставлено религиозным деятелям. Главный раввин России Берл Лазар заявил, что с экстремизмом в молодежной среде можно бороться с помощью спецсеминаров в российских школах, «помогающих воспитывать детей в духе взаимного уважения», а также включения в учебные программы более подробной информации о «трагедии Второй мировой войны и трагедии холокоста». Лазар также отметил, что необходимо провести определенные перестановки в программах телеканалов – в частности, заменив «телесериалы с обилием драк и стрельбы» на научно-просветительские передачи о традициях и культуре народов России. По мнению раввина, на обострение ксенофобии в России во многом влияет и экономический кризис, «когда обостряются материальные проблемы и некоторые объявляют виноватыми тех, кто на них не похож». О том перекосе в национальном составе паразитического слоя, не желающего разделять тяготы кризиса, раввин умолчал. А ведь тут просто «непохожестью» не ограничишься!
А патриарх Кирилл предложил уделить больше внимания культурной адаптации иммигрантов. Глава РПЦ призвал обучать приезжих русскому языку и «российским культурным традициям». Вот как славно: Госдума своим невиданным для Европы законом разрешила въезжать в страну даже без знания языка, а теперь государство должно за народные деньги эту глупость исправлять и учить тех, кто плюет на обычаи и культуру России.
Под конец заседания президент Медведев заявил, что в ближайшее время может быть собран Госсовет по проблемам молодежи, но только если «правительство и администрация президента при помощи руководителей конфессий тщательным образом подготовится». Да уже Год молодежи в разгаре, приближается время летних дорог и свершений, а у нас только призывают к разработке конкретных законов и программ.


Оплевывание прошлого
Главным общероссийским культурным событием в марте был, конечно, представлен 75-летний юбилей Михаила Жванецкого. О, если бы чаще так говорили о весеннем юбиляре Гоголе! Правда, многосерийный документально-художественный фильм, сделанный Игорем Золотусским с помощью ВТБ, прошел по «Культуре», но яркого впечатления не оставил. Он назывался «Оправдание Гоголя», но больше походил на скучное оправдание немалых затрат и долгих командировок. Особенно удивлял лысый актер, играющий самого Гоголя…
Ну и широко отметили в марте 80-летие Фазиля Искандера, о котором сделали программу «Острова». Все построено на советском материале – от молодых выступлений писателя и кинохроники до кадров из фильмов о Сталине и социалистическом курорте. Но, конечно, пробовали и Фазиля, баловня многонациональной советской литературы, тоже представить страдальцем от этой самой власти. «Требовали покаяния (за участие в альманахе «Метрополь»? – А.Б.), но я не покаялся, и мне надолго закрыли дорогу. Я не мог жить литературным трудом, а ничем другим я не умел заниматься…» Но ведь он получил библиотечное образование и работал журналистом в Брянске! И вообще, вы представляете, читатели, какие были созданы условия для литераторов? Вот сегодня живет где-нибудь в Сухуми молодой талант, пишущий по-русски, и что? Он прорвется в Москву, поступит бесплатно в Литинститут, издаст книгу в «Молодой гвардии» с хорошим гонораром, получит квартиру от Союза писателей, потом премию и возможность путешествовать по всей стране и за рубежом? Даже говорить об этом смешно! Уж так прижали – «не дали жить литературным трудом» сыну владельца кирпичного завода в Абхазии… А кто им сегодня живет? Дарья Донцова да Илья Резник! Но разве язык повернется назвать это литературой? И потом: что значит надолго? «Метрополь» вышел в 1979 году, а уже в 1989 году «гонимый писатель» получил Государственную премию СССР за роман «Сандро из Чегема», который он в этот промежуток спокойно заканчивал и распубликовывал. Ну хоть бы кто из преуспевавших метропольцев честно сказал: «Я имел от той системы все, но выступил сознательно или невольно против – и, естественно, получил от власти подзатыльник». А что, он намеревался после демарша Ленинскую премию получить?
Зоя Богуславская, которая много лет работала в Комитете по государственным премиям, а потом занялась премией «Триумф» Березовского (Искандер и ее, конечно, получил!), вдруг написала в «МК»: «Я много размышляла, какая у него должна быть драма в связи с событиями в Осетии…» И многоточие. А какая драма-то? Ликование должно было в душе подняться – абхазы после вмешательства России сами перешли в наступление и очистили от грузин Кодорское ущелье. Драма была, когда грузины брали Гагру, громили Сухуми. Правда, и тогда, и в недавнем августе Искандер помалкивал, притеснителей своего народа не проклинал, получал премии да награды. Может, в этом и есть мудрость абхаза, думающего по-русски. А может, под драмой Богуславская разумела переживания прозаика по поводу гибели осетинских ребят и русских солдат? Но я тоже про это от Фазиля не слышал. Поразительно, как научились в СМИ даже любые юбилеи превращать в политиканское оплевывание прошлого. Это, наверное, – одно из условий процветания в настоящем.


Мы – едины
Наконец-то обезголосивший Вахтанг Кикабидзе спел на русском. Скорее даже не спел, а продекламировал под музыку легендарной «Цыганочки»: «Ведать вы не ведали, знали вы едва ли, вы меня не предали – разочаровали». Кинопроектор показывает на экране кадры советской кинохроники: Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский читают свои стихи о Грузии. Совместно чтят уроженца Грузии Владимира Маяковского и возлагают цветы к памятникам великим грузинам. И вдруг – кадры августовской войны: российские самолеты бомбят Гори. Конечно, кадры, как грузины превращают Цхвинал в руины, в клип Кикабидзе не попали. И последний кадр – крупными буквами на весь экран: «Разочаровали».
– Мы не хотели сделать просто клип про войну, чтобы у людей сердце разбивалось, – заявил Кикабидзе в интервью «Радио Свободы». – Песня адресована российской интеллигенции. Этим клипом мы напомнили, что мы были друзьями. Что они к нам приезжали, мы ездили к ним. Проводили вечера поэзии, выставки, концерты. Гостей встречали, провожали – Грузия всегда славилась этим делом.
Эх, Буба, как ты сам разочаровал своих поклонников в России! Даже не понимаешь, в чем упрекаешь. Ну наливали дешевого грузинского вина, а взамен – мировая слава через русский язык, через Всесоюзное радио и телевидение. Кого из молодых грузинских поэтов и певцов мы знаем сегодня? Вот какая-то примитивная группа-диско засветилась из-за того, что в песне было сочетание «put in». Группу отстранили от «Евровидения» – скандальчик. Ну поможет это им для проведения гастролей по захолустью Европы, но что это дает великой грузинской песне?
В Киеве вокруг отборочного конкурса на «Евровидение-2009» тоже разгорелся настоящий судебный скандал: Шевченковский районный суд Киева запретил проводить финал национального отбора на «Евровидение-2009». Такое решение киевский судья принял в связи с иском одной из конкурсанток – Анастасии Приходько, выпускницы российского телепроекта «Фабрика звезд». Ее отстранили от конкурса из-за того, что часть песни она пела по-русски. Тогда ее срочно включили в российский конкурс, где первое место уже было обещано Валерии. Поздно вечером в эфире Первого канала зрители проголосовали за Анастасию – четверть всех позвонивших и приславших sms отдали за нее свои голоса. Профессиональное жюри с мнением телезрителей согласилось со скрипом – один голос перевесил. В течение ночи кашевары российского шоу-бизнеса комментировали эту новость, спутавшую карты. Яна Рудковская – продюсер прошлогоднего победителя Димы Билана – посчитала, что выбор телезрителей – скорее всего, коллективная ошибка. Ну да, народ-то у нас не продвинутый. А Иосиф Пригожин – продюсер певицы Валерии, которая приняла участие в национальном отборе на условиях победы, – призвал опротестовать голосование. Йося заявил, что «надо сделать новые выборы и отправить на «Евровидение» другого человека, потому что песня, исполненная на украинском языке, ничего общего с Россией не имеет». Во как! А почему же граждане России за нее голосовали? Почему домохозяйки прослезились у экранов где-нибудь в Твери: «Ой, как задушевно и по-русски: «Мамо, ты мэни казала…»?! Пригожин думает, что те блеяния на плохом английском, что демонстрировали многие участники, включая Валерию, имеют что-то общее с Россией? Хотя… с государством Пригожина–Крутого–Рудковской имеют, но мы, по-моему, в разных странах живем. И сам выбор телезрителей еще раз доказал: русские и украинцы – едины, как бы ни тщились националисты и космополиты нас разобщить на века.


Гонимая русская песня
В марте, когда даже в Год молодежи почти никак не празднуется Всемирный день поэзии, мы отметили в ЦДРИ 90-летие Алексея Фатьянова. Вот уж у кого жизнь нелегко складывалась. Был во время войны в штрафной роте, получил ранение, потом, на вершине песенной славы, был исключен из Союза писателей и даже попал в постановление ЦК КПСС, в котором его лиричнейшая песня «Три года ты мне снилась» была обозвана «кабацкой меланхолией». Да половины этих фактов хватило бы любому сочинителю из ряда, утвержденного каналом «Культура», чтобы сделать его героем всех программ. Но только не русского витязя песни!
Многолетняя и намозолившая глаза заставка канала «Культура», где перетекают друг в друга античные, западноевропейские и дворцовые скульптуры, точно отражает его направленность и установку: как можно меньше самобытной, исконно русской культуры и многонационального фольклора России. На вечере Фатьянова я сказал о том, что веду уже третий вечер подряд великих творцов исконной русской песни – Виктора Бокова, Александра Аверкина, Алексея Фатьянова. Зал всегда битком, люди идут, как на праздник, которого их лишают в эфире. Всем трем творцам посвящены музеи: в Язвицах Сергиево-Посадского района – Бокову, в Сасове Рязанской области – Аверкину, в Вязниках Владимирской области – Фатьянову. Получается, что весь народ, весь русский полк идет «не в ногу», а вот Эрнст, Паухова на «Культуре» и иже с ними, включая кремлевских покровителей (а на ТВ страшный застой, смены кадров нет и не предвидится за «победы» на выборах, должно быть!), идут «в ногу». Просто оторопь берет...
Алексей Фатьянов совершил главный творческий подвиг: связал певучую нить веков и вернул так называемую советскую массовую песню к ее самобытным корням. Недаром суровый Ярослав Смеляков, которого поклонником песенок никак не назовешь, написал одно из лучших стихотворений, посвященных Фатьянову:
Мне во что бы то ни стало
надо встретиться с тобой,
русской песни запевала
и ее мастеровой.
Обычно этой строфой и ограничивается цитирование, но Ярослав Васильевич дальше дает законченный образ Фатьянова:
Володимирской породы
достославный образец,
добрый молодец народа,
госэстрады молодец.
Некоторые русские критики – борцы с эстрадностью в поэзии посчитали последнюю строчку чуть ли не принижением Фатьянова, а Смеляков, как державник, вкладывает в характеристику только положительный смысл: на госэстраде должны царить вот такие добрые молодцы из народа! Он знал, что утверждал, потому что еще философ и богослов русского зарубежья Георгий Федотов писал про «теснейшее слияние русско-еврейской интеллигенции не только в общем революционном деле, но и во всех духовных увлечениях, а главное, в основной жизненной установке: в пламенной беспочвенности». Эта «пламенная беспочвенность» стала знаменем массовой культуры, пронизала все электронные СМИ, которым не нужны замечательные творцы, любимые народом. Зайдите на сайты Аверкина, Зыкиной, других хранителей русской песни: люди просто стонут, что лишены возможности слышать ее. На официальных концертах поет только Надежда Бабкина (недавно выскочила с ансамблем и запела «Конфетки-бараночки» – песню, которую и в годы НЭПа не в каж­дом порядочном заведении вопили) да Надежда Кадышева, которая тоже предала русскую песню и поет все более примитивную попсу на три ноты. А на трех упомянутых вечерах торжества гармонии и поэзии ярко пели молодые, по-настоящему талантливые исполнители – Надежда Колесникова, Елена Калашникова, Анна Сиднина, Светлана Ильина, Ольга Чиркова, трио «Март» студии Александра Васина. Не называю признанных мастеров – этим бы талантам помочь пробиться сквозь местечковую, затхлую атмосферу ТВ.
Так что не Искандер и другие «метропольцы» – гонимые да пострадавшие, а вся русская культура, бессмертная русская песня.


Прошедшее – в настоящем
«Жизнь, где бы ни сказалась; правда, как бы ни была солона; смелая, искренняя речь к людям в упор – вот моя закваска, вот чего хочу и вот в чем боялся бы промахнуться», – так написал критику В.Стасову Модест Мусоргский, который родился 20 марта 1839 года, 170 лет назад, в имении родителей в селе Карево Торопецкого уезда (ныне Куньинского района) Псковской губернии. Скромное имение находилось в озерном, довольно живописном, но скудном краю. «Няня, – писал Мусоргский в «Автобиографической записке», – близко познакомила меня с русскими сказками, и от них я иногда не спал по ночам. Они были тоже главным импульсом к музыкальным импровизациям на фортепиано в то время, когда я не имел еще понятия о самых элементарных правилах игры на фортепиано».
Мать его, Юлия Ивановна, была хорошо образованна, и первые музыкальные навыки он получил от нее. Когда ему исполнилось 10 лет, отец отвез его в Петербург учиться. С отроческих лет Модест Петрович ищет поприще служения Отечеству. В 1856 году он окончил курс в бывшей Школе гвардейских подпрапорщиков, недолго служил в лейб-гвардейском Преображенском полку, потом в Главном инженерном управлении, в Министерстве государственных имуществ и в государственном контроле, но не оставлял занятия музыкой. Музыкальный кружок Балакирева – «Могучая кучка» патриотов России – оказал огромное влияние на артистическое развитие Мусоргского, прояснив ему его настоящее призвание. Он начинал с малых форм, но известность ему принесла опера «Борис Годунов», поставленная на сцене Мариинского театра в Петербурге в 1874 году и сразу же признанная выдающимся произведением в музыкальных кругах. Это была уже вторая редакция оперы, значительно измененная драматургически после того как репертуарный комитет театра забраковал ее первую редакцию за «несценичность». В течение десяти последующих лет «Борис Годунов» был дан 15 раз, но затем… снят с репертуара. В Москве «Борис Годунов» был поставлен впервые на сцене Большого театра в 1888 году, когда композитора уже не было в живых.
Это говорит о том, что первые удары судьбы и рутины посыпались на гения смолоду по поводу самого известного в мире его произведения. В сюжетах из отечественного прошлого, из великой русской литературы, прежде всего Пушкина и Гоголя, искал он ответа на животрепещущие вопросы современности. «Прошедшее в настоящем – вот моя задача», – писал он Стасову, работая над «Хованщиной» – оперой из времен стрелецкого бунта. Литературного произведения, которое могло бы послужить основой для либретто столь широко задуманной оперы, не находилось, и Мусоргский решил сам сочинить сюжет. Параллельно с «Хованщиной» Мусоргский сочинял еще одну оперу. Это была «Сорочинская ярмарка» по Гоголю, которая свидетельствует о неиссякаемой, несмотря ни на какие страдания, любви Мусоргского к жизни, о его влечении к простой человеческой радости.
Мусоргский был человеком необычайно впечатлительным, увлекающимся, мягкосердечным и ранимым. При всей своей внешней уступчивости и податливости он был чрезвычайно тверд во всем, что касалось его творческих убеждений. Пагубное русское пристрастие, которое наиболее сильно проявилось в последнее десятилетие жизни, приобрело разрушительный характер для здоровья Мусоргского. После ряда неудач по службе и окончательного увольнения из министерства он, признанный композитор, был вынужден жить случайными заработками и благодаря поддержке друзей. Композитор скончался 16 (28) марта 1881 года в военном госпитале, куда был помещен после приступа белой горячки. Единственный прижизненный (и самый известный) портрет Мусоргского был написан Ильёй Репиным там же – всего за несколько дней до смерти композитора.

Присосаться к классике
Международный день театра отмечается 23 марта. Некоторые новые постановки в марте вызвали недоумение и породили непреходящие вопросы: зачем уродовать классику, спекулируя на великих именах? В Костроме, на уникальном театральном празднике, где на протяжении десяти дней игрались только пьесы нашего первого драматического писателя, показали «Женитьбу Бальзаминова» режиссера Валентина Варецкого, посталенную в Московском областном театре драмы, носящем имя самого А.Н.Островского. Всех шокировало поголовное раздевание до панталон всех – от Маши до мамаши, а еще – огромная кровать на пандусе, в которой жених, еще только выбирающий невесту, со всеми претендентками успел полежать. Гениально выписанный характер опошлен, низведен до примитивной похоти. Она в спектакле свойственна всем, особенно сексуально озабоченной прислуге Химке, с которой здесь чего только ни вытворяют. И музыкальный ряд подобран соответствующий: «Наши жены – пушки заряжены…» Китч – с гордостью аттестуют свое творение создатели. Сейчас этим словом стало возможно оправдывать все на театре – откровенную безвкусицу, бессмыслицу, глупость. Бедного – вот уж действительно – Мишу Бальзаминова играет Андрей Погорольцев, исполнитель явно не бесталанный, но начисто и сознательно лишенный наивности, простодушия, чистоты. Эти качества, ценимые Островским, похоже, нынешним хозяевам сцены непонятны.
Все новостные канала облетела культурная новость: театр балета Бориса Эйфмана дал только один показ на сцене Александринского театра премьеры балета «Онегинъ.Online». Отвечая на вопрос журналиста, Эйфман сказал, что приставка «Online» в названии призвана подготовить зрителей к тому, что они увидят не совсем то, что прочли в романе Пушкина. Вернее – совсем не то.
«Люди приходят на мои спектакли, ожидая увидеть уже известную историю. Но у меня балет, и к тому же про современных Татьяну и Онегина. История охватывает период примерно от 91-го года до наших дней. Я хочу подготовить людей к тому, что они увидят», – уточнил Эйфман. Сразу после премьеры в Петербурге театр поедет с гастролями по городам мира, профанируя русскую классику. Там именно такого и ждут. Как же! – Онегин в малиновом пиджаке, вместо возвышенных отношений – разборки. Дуэль Онегина с Ленским – пошлая ресторанная драка, а Татьяна выходит замуж не за боевого генерала, а за банального олигарха. Боже мой, какая скука!
В новостях у Флерковского на канале «Культура» принялись расписывать достоинства новой постановки совсем не в пушкинских тонах: «Евгений Онегин под музыку группы «Автограф» поставлен за большие деньги. За кулисами все, как на модном показе – четыре переодевания. Новое прочтение: Татьяна в наше время – странная девушка». Да, то, что было в России когда-то идеалом (поэтесса Евдокия Ростопчина говорила о «нашем поколении Татьян»), стало в нынешней России странностью и пережитком. Конечно, в смутные 90-е и Эйхман, и Гребенщиков достигли вершин популярности и благополучия, при всех своих заявках на утонченность – они купались в этом бандитско-варварском безвременье. Ну так и поставьте балет про себя, про вожделенный ельцинизм и швыдкизм, про свои малиновые и похотливые грезы с широкой постелью по отбору невест (или актрис на роль), проявите дерзость и фантазию! Что, нет таковых в наличии? Надо обязательно, как паразитам, пристроиться к чему-то великому – Островскому, Пушкину – и посасывать, посасывать… Это уже не «прочтение», не «осовременивание», а элементарное опошление, кощунственное выхолащивание русской классики, которое так нравится нуворишам, космополитам и западным зрителям.


Путь в будущее
Союз писателей России готовится к своему очередному съезду в апреле. Время для подведения итогов и выстраивания планов – не самое радужное. Впрочем, оно многое расставило по местам и разрушило буржуазные иллюзии. Ясно, что путь решительных изменений и перемен должен быть устремлен вперед, в будущее, а не назад, в прошлое. Не в монархию, не в царизм и церковь XIX века, а в передовые реалии ХХ и XXI столетий – народовластие, гражданское общество, главенство труда, а не капитала, верховенство культуры, а не антикультуры, подлинную, а не показную свободу, социальное равенство возможностей, взаимопомощь людей, дружбу народов. В общем, к тому, что было воспето классической русской и советской литературой. Это ведь сегодня понятно всем, даже тем, кто шикует в Европе и сидит с отрыжкой на наворованных миллиардах, но ни один из государственных институтов – от научных до идеологических – не смеет признать очевидного без намека из Кремля, чтобы официально попытаться отойти из тупиковых путей, обратиться к традиции, к здравому смыслу. К великой литературе, наконец!
Выдающийся философ А.Лосев, характеризуя главные черты всей русской философии, отмечал, что она воплощается обычно не абстрактными мыслителями, как на Западе, а широкими слоями русской интеллигенции: «Художественная литература является кладезем самобытной русской философии». Эту «живость» русской философии следует также «искать среди фельетонистов, литературных критиков и теоретиков отдельных партий». Ау, где они – честные и дерзкие? А существом данной интеллигентской русской философии, ее главными чертами, по мнению ученого – узника лагерей, «являются: в учении о бытии – материализм, в учении о человеке – социализм, в учении о цели жизни – подвижничество и героизм ради будущих благ, в учении о познании – единство теории с практикой и практика (в широком смысле) как критерий истины».
Ни русского человека, ни мудрой теории, ни продуманной практики в реальных планах власти сквозь праздничные мимозы и гримасы действительности с миазмами кр

Просмотров: 847 | Добавил: bobrovaleksandr
Пятница
21.07.2017
11:33
Календарь новостей
«  Апрель 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Форма входа
Приветствую Вас Гость!
Друзья сайта
      поэт Александр Бобров
    Баннер сайта А.Боброва

 

         Зыкина Людмила Георгиевна. Государственный академический русский народный ансамбль "Россия".Официальный сайт.
 
 
композитор Александр Аверкин   

Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz