АЛЕКСАНДР БОБРОВ



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

Голубая мгла бескультурья
 

ГОЛУБАЯ МГЛА БЕСКУЛЬТУРЬЯ

Николай Гоголь писал в статье «О малороссийских песнях»: «Это народная история, живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа». Конечно, юбиляр наступившего года говорил прежде всего о народных, старинных песнях, но прочтёшь его рассуждения о великих поэтах-современниках, об особенностях русской поэзии, и покажутся обоснованными надежды, что поэзия и песня «вызовет нам нашу Россию, – нашу русскую Россию, не ту, которую показывают нам грубо какие-нибудь квасные патриоты, и не ту, которую вызывают к нам из-за моря очужеземившиеся русские, но ту, которую извлечёт она из нас же….».

Так, по предчувствиям гения,  и сбылось. Вслед за Пушкиным явился Лермонтов, а потом Кольцов и Некрасов, чьи стихи стали песнями, обнажившими «всю жизнь народа», по выражению Гоголя. А в ХХ веке их путь продолжили Есенин, Исаковский, Фатьянов, Рубцов, чьё истинно народное творчество – сплошь песенное, а потому и по сегодня трогает даже молодую искорёженную душу. Казалось бы, подтверждением этому могла бы стать предновогодняя программа «Застольные песни от главной», где личность и творческая биографии Людмилы Зыкиной должны были пересилить пустозвонство программы Малахова «Пусть говорят». Увы, у меня она оставила двойственное чувство. Не выдержал и написал на сайт Героини Социалистического Труда письмо:

«Уважаемая Людмила Георгиевна! Ваша передача - это, конечно, прорыв на сегодняшнем телевидении, подарок и напоминание о том, что в России есть великие песни и великие, достойные их певицы. Остался только один горький осадок: никто не вспомнил их великих создателей: от моих соавторов - композиторов Александра Аверкина (Ваш первый успех – «На побывку едет») и Марка Фрадкина до поэтов Льва Ошанина (Ваша визитная карточка – «Издалека-долго»!).  Особенно больно за единственно живого автора-поэта - Виктора Фёдоровича Бокова. Ведь и "На побывку" и "Оренбургский платок" - это он. Поэзия - первооснова этих шедевров. Никто - ни словечка! В конце, как всегда, торопливые титры, да один, по-моему, перепутали – вместо Льва Ошанина написали какого-то Рублёва. Утром специально посмотрел повтор – начальные титры срезали вовсе и визитная карточка Зыкиной – «Течёт река Волга» - осталась безымянной. Возмутительно!

Как же это мы будем традиции молодым-то передавать? Пройдёт сколько-то лет - некоторых участников передачи (самого Малахова, Винокура, Чеханкова и проч.) никто вообще не вспомнит, а эти АВТОРСКИЕ песни вошли в сокровищницу русской культуры наряду с лучшими народными шедеврами. Я много лет боролся с этим на телевидении - хотя бы титры давал на крупных планах, на фото, на баянистах. Теперь и этого нет. Неисправимый, повседневный, ужасный стиль…

С Новым годом Вас, с неиссякаемым талантом и обаянием!».

Просто диву давался в течение всей программы. Вездесущий Лев Лещенко заявляет: «У меня есть песня, которая стала народной»: «И с полей уносится печаль». «У меня»!  - разве  Лев Валерианович пишет песни? По-моему, автор стихов - Анатолий  Поперечный, а композитор - Давид Тухманов. Ведь ему повезло, что эти талантливые авторы  доверили  такую песню молодому певцу. Если бы он дебютировал, скажем, с народной песней «Во кузнице», которую они неважнецки спели с Владимиром Винокуром, то никто его не запомнил бы! Поэтому Лещенко, как и другие участники программы,  должен с уважением говорить правду: «У меня в репертуаре есть песня…». Ведь он выезжает на старом репертуаре, а из новоделов ни одна песня не добавила певцу популярности.

 

Величавая когда-то Ольга Воронец говорит: «Эта песня была написана для актрисы Нины Сазоновой». А кем написана-то? Сообщаю: «Ромашки спрятались» была написана, как и «Горькая ягода»,  композитором Евгением Птичкиным, а стихи соответственно – Игоря Шаферана и Роберта Рождественского.

В студии «Пусть говорят» появился о. Гермоген – священник из Екатеринбурга, бывший солист ансамбля группы советских войск в Германии. Он заговорил о том, как много лет назад  испугался петь при Зыкиной: мол, как же я буду петь её песню – «Растёт в Волгограде берёзка». Но эта песня вовсе «не её», а Маргариты Агашиной и композитора Григория Пономаренко, чьё творчество только подтвердило мою мысль о первооснове истинной поэзии: Пономаренко переехал из Волгограда на щедрую Кубань, перестал сотрудничать с Агашиной и Боковым, и творчество его – померкло.

Очень проникновенные стихи писала для него недооцененная Маргарита Константиновна:

Как долго она тосковала

О светлых лесах на Руси…

Лежат под берёзкой ребята,

Об этом у них расспроси.

Зато священник начал читать собственные – весьма слабые и напыщенные стихи, где были ужасные, не лирические строки. Например, про глаза Зыкиной: «Отразилась в них вся России, закалённая, как булат». По сравнению с песенными шедеврами Агашиной и Бокова - очень плохо!

Александра Стрельченко дарит платки певицам и запевает снова Маргариту Агашину «Подари мне платок – голубой лоскуток…». И вновь – ни упоминания, ни титра. В конце побежали быстрые титры одной строкой, которые не запоминаются, ничего не объясняют. Если это сделано для сокрытия авторства – вдвойне глупо: песни-то прозвучали: при надобности юристы докажут.

Наступивший 2009 год объявлен Годом молодёжи, а первоначально – за неимением национального проекта по культуре – его намеревались объявить Годом культуры. В первый же новогодний вечер и шумную ночь ещё раз убедился: как же не хватает культуры в быту, а главное – на телевидении! Уж о качестве программ, потугах ведущих и вездесущих исполнителей этого долгого безумия – не говорю. Поражает другое: полное пренебрежение к тем талантам, а то и гениям, что были до тебя.

По первому еще до «Проводов Нового года» пошла программа  «Две звезды» в стиле ретро и караоке. Каждая немеркнущая песня прошлых лет  была сплошь затитрована. Не было только титров… авторов песен.

31 декабря 1962 на экране чёрно-белых телевизоров Майя Кристалинская спела стихи Евгения Евтушенко (музыка Андрея Эшпая):

А снег идёт, а снег идёт,

И всё вокруг чего-то ждёт…

Сколько снегов стаяло, сколько исполнительниц сменилось… И вот, наконец, Михаил Боярский в шляпе затянул эту женскую в восприятии миллионов песню. Но почему-то не вспомнили творцов. Культуры не хватает или в анонимном виде авторское право не действует?

По ТВЦ, который иногда пытается сохранять остатки столичной культуры, пошла ночная программа «Мы ещё споём. Ночь любимых песен». Её вели три поколения семьи Пьехи – сама бабушка, дочь Илона и внук Стас.  Начинала звучать песня, и появлялся дурацкий титр с её названием. Например, Валентина Толкунова говорит: «Первая песня, которую я спела, называлась: «Я ночью шла по улице»... Кто осчастливил начинающую певицу – ни слова. Начинается песня, и появляется  титр: «Я ночью шла по улице». И всё!

Владимир Пресняков и Наталья Подольская решили спеть советскую классику - песню Алексея Фатьянова и Александры Пахмутовой: «Старый клён». Появляется «содержательный» титр: «Старый клён». Потом вместо проигрыша – идет в рамке старого телевизора исполнение этой же песни Ниной  Дорда – ни титра, ни словечка о замечательной первой исполнительнице. Ну что за хамская телеманера?

Эдита Пьеха с пафосом говорит: «Память об этих талантливых и добрых песнях - сохранится!». А об их талантливейших авторах?

В финале  программы побежали титры: ведущие, режиссёры, операторы, администраторы, а в конце – ролом, на скорости: «прозвучали песни» – и фамилии навалом. Как же память-то сохранится?

Среди ночных утех,

Рассчитанных на всех,

Где разговор о чести не уместен,

Три поколенья Пьех

(Вот это смех и грех)

Не признают творцов великих песен.

Зато на следующий день, 1 января, по каналу «Россия» пошла премьера «Песня года». Она началась массовой композицией с кордебалетом,  которую сразу предварил титр: «Музыка и слова А. Ширмана. Все «слова» состояли из одной строчки на иностранном (каком - не разобрать) и на русском: «Я люблю тебя, Москва». Сильно! Главная распорядительница программы Алла Пугачёва начала так: «Каждый год появляются новые имена поэтов, композиторов, исполнителей, аранжировщиков…». Надо бы это высказывание примадонны (с верной последовательностью!) повесить во всех  студиях, аппаратных и курилках ТВ. Сама Алла Борисовна прежде, чем спеть песню сорокалетней давности с надрывом на пустом месте, без всякого драматического материала – «Зачем?»  назвала с уважением друзей-авторов – Оскара Фельцмана  Илью Резника. Значит, только современников и приближённых называем?

Потом вышел квартет и запел невыразительную песню с объявлением и титром: «Слова и музыка Леонида Агутина». Она начинается пародийно, но точно: «Все мои слова – это только шум в голове…». Потом ничего нельзя разобрать в музыкальном сумбуре, кроме обрывочных красивостей типа: «Сохраняя небо в руках…». Мелодии яркой – тоже нет в помине.

Когда-то мастер песни и мой учитель по Литинституту Лев Ошанин писал:

… Я знаю, как песня родится. Как ранит.

Как всё в ней до срока темно.

Как яростно спорят в ней два дарованья,

Пока не сольются в одно.

Да какой там яростный спор двух дарований? Выходят на сцену два шоу-мена, и Пугачёва объявляет: музыка Александра Маршала, стихи Вячеслава Быкова – исполняют сами же авторы. Идёт никакая, вялая  песня:

Только знаю я,

Милая моя,

Что, увы, чудес не бывает.

Бывают чудеса!  – их создают таланты и профессионалы жанра. Но, увы, в минувшем году, как показала сама программа, чудесных песен после отбора по каким-то листам на непонятных радиостанциях – не было! Зато сразу, с первых программ 2009 года торжествует порочная  телевизионная практика: «шум в голове», непроходимую попсу, бездарные мелодии  – навязывают и рекламируют, а песенные шедевры, если и используют в коммерческих целях, обезличивают,  творцов их – игнорируют и унижают. Легендарный воин и бард кельтов Оссиан оставил красивый завет: «Песня со своей мелодией служит для того, чтобы смягчать и радовать душу. Песня подобна нежной мгле, что, поднимаясь с озера, разливается по безмолвному долу». С помощью нынешнего телевидения по безмолвным и мрачным долам разливается не нежная, а агрессивная голубая мгла бескультурья и хамского отношения к мастерам прошлого.

 

      Александр БОБРОВ

Категория: Мои статьи | Добавил: bobrovaleksandr (02.01.2009)
Просмотров: 892
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота
23.09.2017
03:16
Категории каталога
Мои статьи [11]
Статьи, важные для меня. [0]
Стать, заставившие задуматься, вступить в спор, ответить автору.
Статьи обо мне [1]
В разделе будут статьи о Боброве, высказывания, полемика с ним.
Публицистика Боброва [0]
Статьи, посвященные острым проблемам современности
Форма входа
Приветствую Вас Гость!
Друзья сайта
      поэт Александр Бобров
    Баннер сайта А.Боброва

 

         Зыкина Людмила Георгиевна. Государственный академический русский народный ансамбль "Россия".Официальный сайт.
 
 
композитор Александр Аверкин   

Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz